Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Сведения об образовательной организации

Рекомендации психолога

Правила воспитания

 

Памятка для родителей

Если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, пытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ему лучше ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности, избавит вас от чтения бесконечных нотаций.

Чтобы правила оказались более эффективными, следует учитывать некоторые условия:
Правило должно быть конкретным;
Одно и то же правило лучше повторять несколько раз;
Правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано;
Повторяя правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ или указание, а как доброжелательный совет.
Формулировка правила должна быть позитивной (лучше сказать: «Говори тихо», а не «Не кричи»)
Обосновывайте для ребенка применение правила;
Взрослые должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими

 

Рекомендуеи родителям дошкольников:

как надо вести себя с ребенком, который берет чужое

Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные от наших.

Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще не зрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо своевременно раскрыть ему их смысл.

● Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций.

● Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она не была скрыта.

● Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также почему чужое брать нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь.

● Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора.

● Объясните ребенку, что если ему захочется взять чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит на это разрешение.

● Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное.

● Учите малыша ответственности за собственное поведение.

● Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.

● Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.

Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.

 

Несколько рекомендаций родителям дошкольников и младших школьников

Подумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и его внимание. Хвалите его за самую маленькую победу: за то, что он съел всю кашу, хорошо причесался, аккуратно и красиво повязал шарф (хотя это может быть и не совсем так). Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребенок, несмотря на его неудачи и неуспехи.
Будьте честными. Дети очень чувствительны ко лжи. Своим обманом вы поощряете к этому детей. Одна мама, когда курила, закрывалась в туалете от своей дочурки. Она не хотела, чтобы девочка брала плохой пример. Когда девочка достигла тринадцатилетнего возраста, то именно она первая закурила среди компании сверстниц. У подруг тоже были курящие мамы, но они не прятались от детей, а старались объяснить им, почему детям и подросткам нельзя курить!
Оценивайте уровень развития успехов ребенка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте за них.
Избегайте длинных объяснений или бесед.
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке и понять, почему это с ним происходит, в чем причина.
Уважайте в ребенке индивидуальность. Не заставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного поступка, ограниченную шипим тактичным контролем. Например, ребенок не хочет делать уроки, а хочет гулять или смотреть телевизор. Скажите ему: "Конечно, ты вправе сам решать, что тебе делать и когда. Просто я приготовила тебе сюрприз, который хотела показать после того, как ты сделаешь уроки. Что ж, придется сюрприз отложить".

Вы можете возразить нам, где набрать столько "сюрпризов". Но все дело в том, что этот сюрприз вам понадобится ненадолго — пока ребенок не привыкнет и не поймет необходимости делать сначала уроки (примерно 3-4 недели). В роли "сюрприза" может выступать простиая сырая картошка, упакованная в обычный пакет, но привязанная на веревочку, с которои ребенок ее должен срезать с завязанными глазами. Попробуйте это сделать и увидите, что получится!

Ваш "сюрприз" будет висеть 5-7 дней, в течение которых ребенок будет сгорать от желания узнать, что там.

Или ребенок, собираясь в детский сад, не хочет одевать одежду, приготовленную вами. Предоставьте ему самостоятельно решить этот вопрос. Пусть даже решение будет не очень правильное (надеть носки, а по колготки), и у ребенка на это уйдет много времени (а вы торопитесь на работу). Постепенно (5-9 месяцев) он научится очень быстро делать это с учетом различных факторов — погоды, цветовой гаммы одежды, ее удобства и пр. Но главное — он будет учиться сам решать вопросы и испытывать результаты этого решения на себе. Он будет учиться понимать связь между тем, что он делает, и что он потом будет чувствовать.
Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание занятостью, делами по дому, на работе. Разве он виноват в том, что его мама, папа, бабушка — все заняты и никому нет дела до него? Он ведь такой маленький и беззащитный перед вами. Он — ваше творение. Так будьте вместе с ним, а не врозь!
Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа (игра, рисование, чтение книжки...) была доведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, дочитал страницу книги и т.д. Учите доводить начатое дело до конца! Это очень организует малыша и легко ему дается. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет "перескакивать" с одного дела на другое, с одной книги на другую.

Надо уметь дозировать работу, учитывать ее трудность. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: "Как, ты уже все прочитал (убрал игрушки, нарисовал...)? Какой ты у меня молодец! Повторение "ситуации радости" будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребенок не хочет доводить дело до конца — сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1-2 минуты и ваше участие: "Давай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это можешь делать!"
Когда мы задаемся вопросом, что самое желанное для маленького ученика, мы понимаем, что это понимание любимых родителей, и, особенно, доброе понимание, являющееся важным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают внимание в общении со своим ребенком.

Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили то, что он сделал. Ребенку нужна похвала родителей. И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив — его очень ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов.
Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Для этого полезно завести дневник и дать ребенку возможнсть в течение недели пронаблюдать, как он проводит свои часы и минуты. (Было бы неплохо, ест бы для начала и вы просчитали свое время: на что оно уходит, чтобы выяснить ваши приоритеты.) Этот дневник поможет вам узнать перегрузку ребенка, его свободные паузы, резерв времени, который вам и понадобится. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось.

Из книги: Худенко Е.Д. и др. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993

 

Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению

Вопрос о помещении ребенка в ясли, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а именно по достижении им возраста 1,5 лет. Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребёнок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на её отсутствие. Попав в руки других взрослых, он испытывает беспокойство даже при самом благожелательном отношении к себе (что тоже наблюдается далеко не всегда). Первоначальное возбуждение ребёнка по происшествии некоторого времени, сменяется заторможенностью эмоциональных и познавательных процессов, что чревато общим замедлением темпа психического развития.

Поскольку активность и эмоциональность человека во многом определяется условиями воспитания в раннем детстве, такие дети в последствии демонстрируют недостаточную инициативность и активность. В эмоциональном плане это усугубляется повышенной тревожностью, склонностью к страхам, навязчивым действиям и другим невротическим симптомам. Таким образом, отчасти решив свои бытовые проблемы, родители рискуют столкнуться с иными проблемами - психологическими.
С психологической точки зрения вопрос о помещении ребёнка в дошкольное учреждение является остродискуссионным. Даже некоторые приверженцы идеи общественного воспитания издавна замечали, что в раннем возрасте семейное воспитание имеет для ребёнка исключительное значение и общественное воспитание может выступать ему далеко не равноценной заменой. Такой точки зрения придерживается и большинство специалистов в области детской психологии. Практика служит явным подтверждением настороженного отношения к дошкольному общественному воспитанию. Особенно это касается раннего помещения детей в ясли.

Значительная часть детей раннего возраста плохо адаптируется к такой перемене в своей жизни. В первые дни пребывания в непривычной среде многие дети демонстрируют возбуждение и беспокойство, а потом становятся вялыми и заторможенными. Это происходит вследствие острой эмоциональной реакции на отрыв от матери, столкновение с неизвестными людьми, смену всего распорядка жизнедеятельности (в связи с этим хотелось бы отметить, что соблюдение режима дня в соответствии с возрастными нормами развития ребёнка послужит хорошей помощью для малыша). Нередки вспышки заболеваемости у детей. Отчасти это объясняется инфицированием от сверстников. Но главная причина - эмоциональный шок, который резко снижает защитные силы организма.

Если семейные обстоятельства диктуют необходимость помещения ребёнка в ясли, отдавать его туда следует не ранее, чем по достижении 2-х летнего возраста. У двухлетних детей привязанность к маме уже не сопровождается обострённой зависимостью от неё, а страх пред незнакомыми взрослыми отсутствует или, по крайней мере, выражен слабее, чем раньше. Поэтому адаптация к условиям детского сада происходит без серьёзных осложнений. Но это не касается физически и нервно ослабленных детей; их помещение в ясли вообще едва ли целесообразно.

В трёхлетнем возрасте поступление в детский сад не столь однозначно. Отрицательное для ребёнка событие. Это объясняется особенностями психического развития детей дошкольного возраста. В раннем возрасте потребность в общении со сверстниками ещё отсутствует или слабо выражена. Игровые действия ребёнок предпочитает осуществлять индивидуально, и даже когда несколько детей играют одновременно, это скорее "игра рядом", а не "игра вместе".

В дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретает сюжетно-ролевая игра, в которой необходимо взаимодействие со сверстниками. В условиях семейного воспитания возможности общения со сверстниками у ребёнка довольно ограничены. В детском саду ребёнок постоянно находится в коллективе сверстников, общается и играет с ними, и это позитивно сказывается на его развитии. Кроме того, в детском саду регулярно проводятся развивающие занятия, формирующие у детей готовность к школьному обучению. Роль этих занятий особенно важна в связи с тем, что далеко не все родители уделяют достаточно внимания познавательному развитию ребёнка.

Принимая решение, какое воспитание - общественное или исключительно семейное - получит ребёнок в дошкольном возрасте, родителям в любом случае необходимо осознавать положительные и отрицательные стороны того или другого варианта.

УСПЕШНОГО ВАМ ВЫБОРА, РОДИТЕЛИ!

 

Как выявить тревожного ребенка. Профилактика тревожности

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1.Постоянное беспокойство.
2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3.Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4.Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.

 

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям).

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Шпаргалка для взрослых или Правила работы с тревожными детьми
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательно в воспитании ребенка.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его
                       

                                      Рекомендации  родителям - Делать или не делать?

Советы родителям Делайте!
Радуйтесь Вашему малышу.
Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
Говорите с малышом короткими фразами.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Говорите медленно.
Будьте терпеливы.
Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.
Каждый день читайте ребенку.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
Поощряйте игры с другими детьми.
Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
Регулярно водите ребенка в библиотеку.
Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
Не теряйте чувства юмора.
Играйте с ребенком в разные игры.
Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!
Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату,
Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком мною стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
всех логических связей;
всех Ваших чувств («Мама устала»);
абстрактных рассуждений и объяснений.
Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижении вперед или, наоборот, некоторого регресса.
Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Отрывок из книги: Джералдина Чейпи. Готовность к школе

Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации в детском саду

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период как для детей, так и для взрослых, воспитателей и родителей. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиями со стороны взрослых, режимных моментам. Поступление в дошкольное учреждение - стресс для нормально развивающихся детей. В этот период особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного анна, эмоциональному состоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил поведения, игровой активности - это зоны наибольшей уязвимости у детей. Таким образом, все дети в период адаптации испытывает тревожность, связанную с общением со сверстниками, а так же те или иные страхи.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Необходимо организовать знакомство детей друг с другом и с сотрудниками детского сада. Вот несколько игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку, знакомство детей друг с другом и сплочение группы.

Приветствие.
Дети, подражая взрослому, приветствуют друг друга словами
(здравствуй, привет), мимикой и пантомимой ( кивок головы, улыбка, рукопожатие, обнимание ).

Знакомство.
Трое детей выходят в центр и, пожимая друг другу руку, здороваются. Затем один закрывает глаза, двое меняются местами. ребенок с закрытыми глазами через рукопожатие определяет, чье это приветствие.

Комплименты.
Воспитатель объясняет, что комплименты - это приятные для каждого человека слова. Затем, подходя к каждому ребенку, спрашивает: Какой (ая) Миша ( лена)?" Дети отвечают: добрый, ласковый, красивый.

Узнай по голосу.
Игра проводится, когда дети знают друг друга по именам. Ребенок выходи в центр и поворачивается к детям спиной: Те называют его по имени, а он должен узнать, кто его позвал.
Узнай по описанию.
Воспитатель или водящий описывает ребенка из группы - дети догадываются, кто это.

" Ножки ".
Ребенок рисует верхнюю часть туловища животного или любого предмета. Затем воспитатель закрывает нарисованное листом бумаги, а другой ребенок дорисовывает нижнюю часть или
"ножки". Получается смешной предмет или животное.
Преодолеть неуверенность, уменьшит эмоциональное торможение и скованность помогут подвижные игры, а так же игры-драматизации.

Работники детского сада и, в первую очередь, воспитатели должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка к условиям общественного воспитания.
Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления - это результат его избалованности, изнеженности.

Но обращения воспитателя резко отличаются от того, к которому он привык дома, более того советуют и родителям обращаться с ребенком так же. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка, как неизбежное состояние в период адаптации. Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе.

Группы адаптации I, II, III.
К I группе адаптации относятся дети бездеятельно негативно относящиеся к воспитателю: они беспокойны или сидят в уголке, отвернувшись от всех, и плачут, приговаривая "мама", "где моя мама". Уговоров воспитателя не слышат.

Ко II группе - для них свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние, им необходимо постоянное присутствие и внимание воспитателя, только с ним постоянно контактировать, отвечать на все вопросы, но детей первое время сторонятся.

К III группе относятся дети спокойные, у них уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность, устанавливают положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение coдержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках 3-х этапов:

1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

2 этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

3 этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Поделив детей на группы адаптации, складывается индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком.

Методы и приемы педагогического воздействия
при удовлетворении потребности детей, относящихся к разным группам адаптации.

1 группа:
1. доброта, ласка, внимание к желаниям ребенка.
2. показ окружающих предметов и действий с ними.
3. удовлетворить потребность в общении с близкими
4. в первые дни посещения детского сада сохранение домашних привычек.

2 группа:
1. показ, пример действия воспитателя.
2. совместные действия воспитателя с ребенком.
3. упражнения
4. вовлечение в игру.
5. индивидуальные игры- занятия.
3 группа:
1. игра-занятие
2. поручения
3. указания
4. напоминание
5. упражнение в самостоятельном действии.
6. вовлечение в игру.

Так дети, относящиеся к I группе адаптации, должны пройти все 3 этапа привыкания. Здесь-то и раскрывается работа воспитателя, его знания, грамотность, душевные качества как педагога.
Для этих детей необходимы ласка, бережное, внимательное отношение воспитателя. Воспитатель иногда не в силах уделить должного внимания из-за большого поступления вновь поступивших детей.

Для таких детей разрешить присутствие в течение 1-2-х недель временное пребывание в группе, на прогулке родителей, но не в роли наблюдателя, а помощника (учиться маме всем режимным моментам, правильному подходу к ребенку )

 

КАК ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?

Выбирая игрушки для ребенка, естественно, прежде всего, ориентироваться на его возраст, а значит на то, что он любит и умеет делать.

Главная функция игрушки заключается в активизации самостоятельной детской деятельности.

Игрушка должна стимулировать осмысленную деятельность ребенка, создавать необходимые условия для его самостоятельной активности и тем самым способствовать его развитию. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия.

Если это действие осмыслено и активно, оно всегда способствует развитию тех или иных сторон психики и личности ребенка. Однако, действия ребенка бывают самые разные.

В психологии выделяются две группы деятельности детей, которые развивают разные сферы психики ребенка. В первую входят те, в которых происходит освоение смыслов и норм отношений между людьми. На этой основе развивается социально- личностная сфера ребенка.

Вторую группу составляют виды деятельности, в которых происходит усвоение способов действия с предметами. На этой основе формируются интеллектуальные и познавательные способности детей, их двигательные и технические возможностей.

В каждом возрасте существует главная линия развития, которой соответствует ведущая деятельность. Приоритетные виды игрушек на каждом этапе возрастного развития определяются, прежде всего, этой ведущей деятельностью и связаны с ее обеспечением. Это вовсе не означает, что у ребенка в 2 или в 4 года должны быть только однотипные игрушки. Очевидно, что и социально- личностное, и умственное и физическое развитие ребенка происходит во всех возрастах. Поэтому ребенку всегда нужны разные виды игрушек. Кроме того, существует определенные игрушки, которые открывают бесконечно разнообразные по возможности игры и которые нужны во всех возрастах (например, мячи, вкладыши, мозаики, куклы и пр.). И все-таки, для каждого возраста существуют свои особенные игрушки, которые предполагают определенный способ действия и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.

 

КАК ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ?
КРИТЕРИИ ОТБОРА

1. Простота и доступность.Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но – подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать — возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия
невозможно. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Соответствиеинтересамсамогоребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать.
Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра — это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.
Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте,
чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытостьдля разнообразныхдействий, гибкостьи простота— важное требование для хорошей игрушки.

3. Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности.

4. Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этическийаспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.
При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект.

Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью.Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность»игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связьскультурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево - посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать техническиекачестваигрушки. На первый план здесь выходят прочностьи безопасность.

Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка.

Эмоциональные взаимоотношения родителей и детей

Гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу. Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т.е. принятие ребенка таким какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже».

В детском саду ребенок находится по 8, а то и по 10 часов. Лишенный родительского внимания и ласки, он испытывает дефицит эмоционального общения, поэтому тем более важно в то время, когда ребенок находится в семье дать ему возможность себя любимым, нужным, а не отвергнутым и покинутым.

Часто, по различным причинам (тяжелая работа, конфликты или неурядицы в семье или на работе, дефицит времени, стрессы, собственные невротические состояния) родителям не хватает сил, времени, терпения на выстраивание теплых и доверительных отношений. У ребенка появляется все больше и больше обязанностей и совсем не остается прав. А общение матери с ребенком сводится к раздаче приказаний, а зачастую и наказаний (криком, шелепком и т.д.), мнение ребенка не учитывается, его чувствами мама не интересуется.

Бывает, недовольство ребенком растет, вследствие того, что ребенок не соответствует каким-либо родит